Об организации
Руководство
Новости
Проекты и программы
Региональные отделения
Партнеры организации
Публикации
Фоторепортаж
Творческие вечера
НОВОСТИ






































































Публикации





Заседание будет вечным?
Точнее - прямо с названия мероприятия (в розданных пресс-релизах  назывался  "1-й этап Всекузбасского  круглого стола"). Я отчего-то всегда полагала, что любое заседание имеет свое начало и конец. Оказалось - нет! За первым этапом последуют очередные, и стало быть, разговорам за "всекузбасским круглым столом" не предвидится конца.
Не будем, однако, придираться к терминам: в конце концов, суть не в том, смогли люди найти удачную формулировку для своих дел или нет. Суть самих делах. А то, что. люди, собравшись на это совещание, дело затеяли важное и нужное - сомнению не подлежит. Дедовщина как частное проявления  экстремизма, криминал, замешанный на наркотиках, и впрямь проблемы из числа насущных, всех касающихся.           
Но и здесь странности продолжались.  
Отчего-то за этот «круглый стол» пригласили преимущественно и ветеранские объединения силовых структур. Почему именно ветераны МВД, ФСБ и Минобороны должны искоренять из гражданского общества молодежный экстремизм, для меня тоже осталось загадкой. Впрочем, тон разговору председательствующий за "круглым столом" адвокат Анатолий Имгер задал верный: он говорил о консолидации  сил, о необходимости гармонизировать интересы бизнеса, политических сил, гражданских институтов. Настаивал на выработке выверенной программы действий.

В этом деловом на­строе его поддержал и председатель кемеровской областной организации-«Офицеры России» Юрий Лепилов. Пафос его выступления сводился к не­обходимости вовремя и эффективно адаптировать к нашему социуму группу риска - то есть лиц, освободившихся из мест лише­ния свободы. Прошедшие школу зоны - кадры опас­ные (кто бы спорил?). Но найти себе мирное при­менение в мирной жизни им часто не позволяет само общество: квот на рабочие места для бывших зэков нет, общежития тем более не предоставляют­ся... Цифры, прозвучавшие в докладе Юрия Лепилова, впечатляют: в Кузбассе свыше 20% трудоспособно­го населения - бывшие осужденные. В стране сегодня свыше 870 тысяч лиц отбывают наказание за колючей проволокой. Почти одна треть после освобождения возвраща­ются туда же: найти себе законный способ пропита­ния на воле, бывшие «си­дельцы» не могут. В сущности, за бывшими зэками сегодня приглядывают только участковые мили­ционеры - и то у них это - «одна из» должностных обязанностей (коих насчи­тывается более сотни).

А далее Юрий Лепилов произнес фразу, которая заставила насторожиться: «Никто так часто не стал­кивается с проблемой вос­питания молодежи, как офицеры». (Ну, уж будто бы? А школьные педагоги? А преподаватели вузов и колледжей?). Однако усо­мнилась, похоже, в этом тезисе одна я...

Мы вас научим Родину любить!

Глава кемеровских ве­теранов УФСБ Александр Добрынин вопрос поста­вил жестко: Кемеровский Совет народных депутатов на программу патриотиче­ского воспитания выделил 319 миллионов рублей. Где они? Находишься с про­тянутой рукой, пока вы­просишь на проведение соревнований, на дипломы и вымпелы. «Допризывная подготовка, - утверждает Александр Добрынин, - проводится из рук вон плохо». И приводит такой пример: на сборном пун­кте он как-то поинтересо­вался у призывников, кто из них посещал хоть один из 67 кемеровских клубов  рукопашного боя, действу­ющих под эгидой Совета ветеранов ФСБ. Оказалось, 18 человек. «Из 200! - тем­пераментно подчеркнул Александр Васильевич. - Это выходит менее одного процента». Еще хуже, по его словам, обстояли у призывников дела со зна­нием истории Великой Отечественной войны ...

Я не спорю, знать геро­ическую историю Отече­ства, конечно, надо.    Но профилактика дедовщи­ны, о которой с таким юношеским задором пе­чется ветеран, вряд ли бу­дет успешной, если буду­щий солдат выучит даже все даты всех битв, случав­шихся в родной истории. Чему-то другому их надо учить, наших призывни­ков. Например, как вести себя в ситуации, если к тебе начали «прикапывать­ся» старослужащие? Или что делать, если сержант, приказывает своему взводу привязать тебя к стулу и бить в пах?

Наверное, навыки рукопашного боя, получен­ные в клубах допризывной подготовки, тут бы и при­годились. Но вот вопрос: нельзя ли как-то научить призывников обходиться без них? Если мы ведем речь о пути «к гражданско­му обществу без кримина­ла»...

Хочу быть правильно понятой: мне ясна обеспо­коенность выступающих. Удивляют только их по­пытки решать все задачи исключительно силовым путем.

- В армию идут мамень­кины сынки! - горячились за «круглым столом» вете­раны-силовики.

Не - знаю. По-моему, «маменькины сынки» се­годня вполне научились уклоняться от службы. Кстати, подтверждает это  и статистика, приведенная замвоенкома  Михаилом Герцевым. Около 8000 кемеровчан признаны нынче негодными к военной службе. И лишь 3142 при­званы в ряды российской армии. (К слову, можно понять и солдатских мате­рей, делающих все, чтобы «отмазать» сына от армии: ну если она, родная, стано­вится сегодня, в мирное, время, такой опасной для собственных бойцов?).

Увы! Эти знаки вопро­сов отчего-то были проиг­норированы выступающи­ми.

А против «молодежного экстремизма» люди в погонах предлагали бороться исключительно военно-патриотическим воспитанием. Если суммировать все их выступления, выйдет примерно такая формула: надо вернуть в школы предмет НВП, по­тому что умение с закры­тыми глазами разбирать автомат и прыгать с пара­шютом автоматически ведет к искоренению моло­дежного экстремизма и терроризма.

Ой ли? Что-то мне под­сказывает, что террористы тоже обучались разбирать и собирать автомат с завя­занными глазами. Да и с парашютом умеют пры­гать не хуже. И что?

А преступления скин­хедов, национал - большевиков и прочих «молодых экстремистов», случивши­еся в Воронеже, Питере, других городах России, как раз и замешаны на оголтелой «военно-патриотиче­ской» идее, усиленно на­саждаемой в боевитые щенячьи мозги шовинистами-наставниками.

Признаюсь: я шла на это заседание с большим интересом. Потому что проблемы, заявленные в повестке «круглого стола», меня, человека  сугубо гражданского, тоже волну­ют крайне. И мне понятно желание справиться со всем перечисленным не­гативом на три счета. На грубую силу распоясавшегося криминала ответить еще более резкими мера­ми. Но нет у этой задачки таких простых решений!

В условиях двойных стандартов

Однако гражданские за тем «круглым столом» оставались в явном меньшинстве. И в результате их выступления свелись к са­морекламе. Журналист газеты «Земляки» Нелли Ермакова вспоминала, как вела на телевидении пере­дачу-конкурс «Будем Роди­не служить» и предлагала воскресить сегодня нечто подобное. Поэт Борис Бур­мистров, секретарь Союза писателей, цитировал свои стихи про «обезнеженное» общество. Сотрудник об­ластной детской библиоте­ки имени Гайдара (где, собственно, и проходило мероприятие) Ирина Че­репанова рассказала про работу центра правовой информации и призвала к сотрудничеству...

Пожалуй, единственным выступлением, кото­рое отличалось конкрет­ным результатом, стало выступление гостьи из Междуреченска. Председа­тель комитета по гражданским делам Нина Кузнецова рассказала вопиющую историю бывшего детдомовца, которого директор школы обманным путем отнял квартиру. Семь раз возбуждалось - уголовное дело. Четыре года тянутся суды. Быв­ший детдомовец успел уже и в армии отслужить (а директор, заметим, сде­лать административную карьеру), и на родину вер­нуться. Только вот куда?  Где жить? Как бороться с сильными мира сего? Как не озлобиться в условиях существования двойных морально-правовых стан­дартов, не скатиться к тому самому пресловуто­му «экстремизму»?

Нина Кузнецова про­сила у уважаемого собра­ния одного - подобрать толкового адвоката, спо­собного защитить права парня. Надо отметить, председатель коллегии адвокатов «Статут» Анато­лий Имгер помощь пообещал. Если справедливость будет восстановлена, мож­но считать, что трехчасовое заседание прошло не зря. Только открытым остался вопрос: разве ради этого единственного случая оно собиралось?

Задача ясна, решение - нет

В завершение работы участники «круглого, стола» приняли резолюцию. В ней заявлена «однознач­ная позиция неприятия культа насилия» (а как же разборка автоматов и кур­сы рукопашного боя?). А также содержатся призы­вы к общественным и ком­мерческим организациям  брать шефство над детскими колониями, интерната­ми и детьми из неполных семей. Одновременно одо­бряется инициатива пен­сионеров УФСБ достойно отметить 130-лётие Фелик­са Дзержинского и плани­руется создать сеть посто­янно действующих «кру­глых столов». (Для чего - прописано достаточно ту­манно,  в общих словах). Зато оговорена финансо­вая часть: ради обеспече­ния мероприятий, приду­манных за этими «круглы­ми столами», инициаторы планируют - привлечь  со­вет предпринимателей города Кемерово, «Альфа-банк», страховые компа­нии... Еще в резолюции есть пункт: довести ее до сведения властей и средств массовой информации.  Да, нелегкая, помнится, была та задачка про волка, козу и капусту. Если метафорически представить в образе волка ветера­нов-силовиков; а козлом отпущения назначить не довоспитанную молодежь, то как ни крути, «капусты» (и в денежном выраже­нии, и в смысле толковых предложений) все равно не хватает на всех. И как при таких разных под­ходах к пониманию про­блем достичь каких-то системных действий? А ведь именно - ради выра­ботки системы и собира­лись «диспутанты»...

Ольга Штраус   Газета «Кузбасс»  8 февраля 2007г.








E-Mail: apk.57@mail.ru